«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития»
Л. С. Выготский
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе.
Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы, на смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты. Вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Для этого при отделении социальной помощи реализуется развивающая программа « Радуга» для детей от 4 до 7 лет, где особое место занимают упражнения по развитию речи.
У детей – получателей социальных услуг Центра постоянно пополняется словарный запас, для этого используются специальные дидактические игры и упражнения, такие как «Кто лишний и почему», «Что лишнее?», «Подскажи словечко», «Хорошо или плохо», «Как расти здоровым» и др.
Для совершенствования синтактической стороны речи в процессе обучения создаются такие ситуации, в которых ребенок может сам что-то объяснить, убедить, что-либо доказать.
Так же на наших занятиях дети дошкольного возраста учатся различать цвета, размер и другие отличительные признаки, что способствует появлению в их речи предложений с однородными членами. Кроме этого одновременно мы учимся считать от 1 до 10 и обратно. А чтобы ребятам на занятиях не было скучно, все проходит в игровой форме.
социальный педагог отделения социальной помощи семье и детям Севергина М.М.