Детские страхи: как помочь ребенку

В зависимости от возраста, специфика детских страхов немного различается. Так, в два-три года дети могут бояться громких звуков, чужих людей, темноты или одиночества. В три-четыре года у детей уже начинает развиваться воображение, и поэтому характер страхов меняется, особенно, если дети смотрят мультики или видят какие-либо сюжеты по телевизору.В более позднем возрасте страхи часто могут быть связаны с утратой или страхом смерти.

Страх – это естественная человеческая реакция. Это одна из отрицательных эмоций, которая возникает в результате реальной или воображаемой ситуации. Страх часто приходит тогда, когда ребенок чувствует, что он не защищен.

Уделить внимание страху

Страх можно и необходимо проработать. Последствия не проработанных страхов разнообразны: панические атаки, невротические расстройства, агрессивность, раздражительность, плохой сон и естественно, снижение качества жизни ребенка.

К сожалению, родители иногда могут не придавать страхам должного значения. Например, думать, что ребенок капризничает или просто ведет себя плохо. Или ошибочно считать, что ребенок должен обязательно справиться самостоятельно, при этом ставя себя в пример: «Ну, смотри – я же не боюсь!» Иногда страх появляется тогда, когда у ребенка нет достаточной информации. Не стоит в этом случае говорить: «Что за глупости?»

Родители должны уделять внимание детским страхам. Разговаривать с ребенком нужно на равных. Ни в коем случае родителям нельзя отмахиваться от этой эмоции. Важно понять, что страх – это та трудность, которую нужно преодолеть вместе с ребенком, потому что у него еще нет определенных ресурсов на это.

Со страхами желательно работать сразу. Чем больше проходит времени, чем больше им не придается значения, тем больше вероятность их нарастания: первый страх может трансформироваться во второй, второй – в третий. И тогда очень сложно понять причину, т.е. то, какой именно страх запустил весь этот процесс.

Как помочь ребенку?

Во-первых, нужно уделить детскому страху время. Расспрашивайте ребенка до тех пор, пока он не устанет: Что тебя пугает? Откуда это приходит? Как ты думаешь, почему возникает этот страх? А что будет дальше? А что если попробовать вот это?

Во-вторых, можно придумывать различные игры или сказки, где детский страх зашифрован и его можно каким-либо образом победить. Герой может действовать с помощью волшебства или рассчитывать на свои собственные силы — все зависит от воображения.

Существует другая техника, где страх можно нарисовать или слепить, а затем уничтожить. Но, на самом деле, это не всегда срабатывает, потому что страх может не исчезнуть таким образом. Со страхом лучше всего провзаимодействовать.

Конечно, какой-то единой схемы работы со страхом нет, ведь каждый ребенок – уникален, и страхи тоже. Поэтому каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально, и тактика родительских действий тоже должна быть разной.

Психолог отделения социальной реабилитации детей
с ограниченными возможностями МБУ КЦСОН Уярского района Светлана Евдокимова

Комментирование запрещено