Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, с каждым днём занимая в ней всё больше места, в учёбе, работе и быту. С одной стороны, Интернет содержит массу плюсов для несовершеннолетних: помогает обучаться, расширяет кругозор, экономит время. С другой стороны, в сети большое количество ресурсов, которые отнюдь не назовешь безопасными – особенно для подростков, любопытных и вездесущих.
Работая в Интернете, подростки могут столкнуться с проблемой виртуального общения (чат, форум, электронная почта). Зачастую «виртуальные знакомые» в сети не показывают свою настоящую личность, выдают себя за других, меняют свой статус, скрывают возраст, пол и т.д.
Злоумышленники стараются привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных, кино и других новинках, и современных увлечениях подростков. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Виртуальному собеседнику по силам «проникнуть в мысли» и повлиять на взгляды на мир подростка. Умами наших подростков могут завладеть и процветающие ныне депрессивные молодёжные течения. Несовершеннолетний может поверить, что шрамы – лучшее украшение, а суицид – всего лишь способ избавления от проблем.
Родители должны контролировать входящие и выходящие сообщения электронной почты своего ребенка. Знакомиться с его “виртуальными” друзьями подобно тому, как они знакомятся с “реальными”. Необходимо объяснить, что он ни в коем случае не должен встречаться с интернет – друзьями лично, так как на самом деле они могут быть не теми, за кого себя выдают. До ребенка необходимо донести, что чрезмерное злоупотребление виртуальным общением разрушает способность к общению реальному, “убивает” коммуникативные навыки, заложенные с детства. Уметь выражать свои мысли грамотно — это навык, которым большинству из нас, приходится овладевать.
Виды интернет-угроз
- сайты, пропагандирующие экстремизм, насилие и формы поведения, отклоняющиеся от общепринятых норм;
- прямые угрозы жизни и здоровью подростков от незнакомцев, предлагающих личные встречи;
- различные виды мошенничества.
Что может сделать родитель, чтобы обезопасить ребёнка от влияния нежелательного контента?
– Ограничить время провождения в сети.
– Использовать средства обеспечения безопасности
– Подключить у провайдера услуги «Детский Интернет», «Родительский контроль»
-Установить программу «Интернет Цензор» для блокировки нежелательных сайтов
– Следить, чтобы ребёнок смотрел программы/фильмы , соответствующие его возрасту
– Объяснять детям, что не всё то, что пишут в Интернете – правда. Рассказать, в чём опасность «всемирной паутины».
– Донести до ребёнка, что нельзя где-либо при регистрации указывать своё реальное имя и фамилию. Помогите юному пользователю подобрать надёжный логин.
– Мониторить друзей и подписчиков ребёнка в соцсетях (нет ли среди них взрослых людей, незнакомых ребят с другой школы/города/района).
– Быть внимательными к ребёнку. Убедитесь, что он не жертва интернет-буллинга. Если у ребёнка в подписках нет друзей, то, возможно, он удалил их именно потому, что подвергся издёвкам со стороны.
– Слушать и поддерживать ребёнка в любой ситуации. Проводите больше совместного времени. Старайтесь вместе читать и рассуждать над прочитанным. Отдавайте предпочтение активным играм, чем нахождению в четырёх стенах.
– Рассказать, что нельзя скачивать файлы, полученные от незнакомых пользователей.
– Вводить компьютерные игры следует только после формирования игровой и творческой деятельностью, то есть после 6 лет. До этого времени малыш может вполне обойтись без виртуального мира.
Кроме того, родители тоже должны с осторожностью использовать свои социальные сети. Очень часто взрослые размещают в своём аккаунте фото и видео своих детей. У каждого для этого свои цели: кто-то хочет поделиться с онлайн друзьями фотографиями своих малышей, кто-то использует их для продвижения своего профиля (вспомним блогеров). В любом случае это большая информационная база для мошенников.
Социальный педагог отделения
социальной помощи семье и детям
М.М. Севергина